Александр Тимохин  ->  Дзюдо, самбо города Сенгилея

ПРИНЦИПЫ И ФИЛОСОФИЯ ДЗЮДО


Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела.

"Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю", – так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

Знаменитая формула Дзигоро Кано, изложена в инструкции "Кодокана":

"Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3.

Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий. Но бывают моменты, когда нужно применить силу. Например, если противник захватывает меня за запястье или за шею, я должен применить максимум усилий,чтобы освободиться от захвата. При этом следует действоать с умом, чтобы не оказаться побеждённым».

Этот трактат как нельзя лучше раскрывает главную формулу дзюдо :«Максимальный результат и всеобщее благополучие». «Максимальный результат» предполагает, что цель борьбы дзюдо — добиться максимально лучшего результата, с применением минимума усилий. «Всеобщее благополучие» означает, что необходимо использовать все свои силы, чтобы создать благополучие для себя и окружающих.

Дзигоро Кано говорил: "Максимальный результат – фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет влиять на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни.

Вот такому принципу я и дал название «Дзюдо». Дзюдо в широком понимании этого слова — изучение и метод тренировки духа и тела. В таком понимании дзюдо может освоить каждый в любом возрасте, и первое, с чего следует начинать, - приёмы защиты и нападения.

Когда я начал занятия в Кодокане,обучение борьбе дзюдо проводилось под идеалами дзю-дзютсу. Но я пришёл к выводу, что принцип «Максимальный результат» может значить больше,чем идеалы дзю-дзютсу, так как этот принцип в правильном понимании применим ко всем областям жизни.

О «Всеобщем благополучии» я могу сказать следующее: «Максимальный результат» в применении к общественной жизни, требует взаимопонимания членов нашего общества. Это и есть путь, который приведёт человечество к прогрессу и благополучию».

Занятия дзюдо ради развития силы, физически крепкого тела («Рэнтай-хо»), либо ради развития бойцовских качеств («Сёбу-хо») Дзигоро Кано определял как дзюдо в узком смысле - « КЁГИ ДЗЮДО». При систематическом занятии дзюдо «узкое дзюдо» должно уступить место дзюдо в широком смысле «КОГИ ДЗЮДО», где моральное воспитание («Сюсин-хо»), т.е. привитие нравственных норм, ведёт к самосовершенствованию. Следовательно физическое самосовершенствование не достаточно само по себе, ибо, каким бы сильным ни становился человек, занимающийся дзюдо, какого бы мастерства он не достиг, «если он не будет полезен обществу», - говорит Кано, - «его жизнь напрасна». Таким образом идеальным вариантом воспитания Кано считал единство элементов: «Рэнтай-хо», «Сёбу-хо» и «Сюсин-хо». Если представители «Кёги дзюдо» смогут обрести физическую зрелость, достичь спортивных результатов, то лишь посредством «Коги дзюдо» они смогут стать социально зрелыми людьми. Кстати, эта теория Кано выведена на основе заповеди великого Конфуция:«расширяй сферу деятельности, включай сюда других людей и иные роды деятельности...» Только так можно попытаться достичь гармонии с самим собой и окружающим миром.


Современные психофизиологи утверждают, что система Д. Кано актуальна и востребована по нескольким причинам:

- Сам процесс занятий дзюдо забирает часть избыточной и агрессивной энергии.

- Психологическое ощущение своей безопасности снижает потребность постояного желания занять высокую социальную нишу.

- Условия свободного спарринга приучают к взаимоуважению и благородству.

Идеалы дзюдо профессора Дзигоро Кано, несмотря на то, что они пришли к нам из далёкого прошлого, из мира совершенно другой культуры, понятны и применимы в настоящее время в любой точке земного шара.Истинные идеалы дзюдо — это высокие общечеловеческие идеалы по совершенствованию Мира.

Загрузка плеера

15 май 2012 в 17:01
Нравится 0
Александр Тимохин  ->  Дзюдо, самбо города Сенгилея

Историю дзюдо России



Появлением отечественного дзюдо мы обязаны Василию Сергеевичу Ощепкову (1892-1937). Он родился на Южном Сахалине. Попав в Японию в юном возрасте, 13-летний Василий получил образование в духовной семинарии в Киото, где и начал заниматься в секции дзюдо. В октябре 1911 года он поступил в знаменитую школу Кодокан. В архивах Кодокана до наших дней сохранилась запись о поступлении туда 29 октября 1911 года Ощепкова. Удивительно одаренный и трудолюбивый молодой Ощепков успешно начал свое обучение в Кодокане и уже через год получил первый дан по борьбе дзюдо, а в последствие и второй. Ощепков стал четвертым иностранцем в истории дзюдо, удостоенным такой чести. В 1914 году Василий Сергеевич приехал во Владивосток, где основал свою школу дзюдо. Она насчитывала около пятидесяти учеников. Можно считать этот момент датой рождения отечественного дзюдо.


Долгое время Василий Сергеевич жил и работал в Японии в качестве резидента, собирая бесценную информацию для штаба армии Сибирского военного округа. После возвращения на родину Ощепков переезжает в Москву, где ведет обучение основам дзюдо красноармейцев, милиционеров и чекистов. Благодаря его усилиям, была открыта кафедра дзюдо в Государственном институте физкультуры, где проходили подготовку будущие тренеры.

Однако, в конце 30-х годов в СССР для дзюдо наступили мрачные времена: дзюдо запретили как «чуждое советскому народу занятие». А сам Василий Сергеевич Ощепков в 1937 году был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и умер в тюрьме через десять дней после ареста от сердечного приступа - так было написано в официальных бумагах.

Вместо «запрещенного» дзюдо в Советском союзе ученики Ощепкова стали развивать «самбо», систему в основу, которой легла колоссальная работа Василия Сергеевича. Со временем этот новый вид борьбы развивался, приобретая характерные самобытные черты, завоевывая огромную популярность в Советском союзе.

Возрождение дзюдо в СССР произошло в начале 60-х годов двадцатого века. В связи с получением дзюдо статуса олимпийского вида спорта на высшем государственном уровне было принято решение восстановить дзюдо на основе борьбы самбо. Советские спортсмены самбисты сразу включились в спор за медали в новом виде борьбы и на первых же крупных международных соревнованиях (чемпионат Европы – 62) Анзор Кикнадзе и Анзор Киброцашвили завоевали два «золота». На Олимпиаде в Японии в 1964 году наши дзюдоисты Олег Степанов, Арон Боголюбов, Парнаоз Чиквиладзе и Анзор Кикнадзе впервые завоевали бронзовые медали.


В 1972 году по распоряжению Спорткомитета СССР «О развитии дзюдо в СССР» была создана Федерация дзюдо СССР и проведены первые всесоюзные соревнования, которые уже через год поменяли своё название и стали Чемпионатом СССР. С того же момента начали регулярно проводить первенства страны по борьбе дзюдо среди юношей и юниоров.

В 1972 году первую золотую олимпийскую медаль завоевал Шота Чочишвили на Олимпиаде в Мюнхене. Затем в Монреале в 1976 году олимпийскими чемпионами по дзюдо стали Сергей Новиков и Владимир Невзоров, а в 1980 году в Москве – Николай Солодухин и Шота Хабарели.

Не секрет, что сложный в экономическом отношении период начала и середины 90-х годов негативно отразился на российском спорте, дзюдо не было исключением. Это в многом и стало причиной неудач наших спортсменов на международных соревнованиях в эти годы. Сильно затормозилось развитие детского спорта. Но уже в конце прошлого и начале нового столетия благодаря активной работе Федерации дзюдо России, поддержке ряда крупных компаний, ситуация стала меняться, наши спортсмены снова стали занимать лидирующие позиции в мире. Дзюдо начинает набирает популярность в массах и спортивные школы снова заполнились детьми. Эта позитивная тенденция существует и в настоящий момент. В многом этому способствовало и то, что экс-призидент России, премьер-министр правительства РФ В.В. Путин, начав заниматься дзюдо в школе и сейчас продолжая активно заниматься на татами, часто упоминает, что в своей работе во многом опирается на базовые принципы дзюдо.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что развитие дзюдо в нашей стране находится на совершенно новом этапе, что несомненно должно принести свои плоды как на спортивных аренах, так и в деле оздоровления нации в целом.




















Загрузка плеера

Фото:
13 май 2012 в 13:45
Нравится 0
Александр Тимохин  ->  Дзюдо, самбо города Сенгилея

ИСТОРИЯ ДЗЮДО


Человек всегда боролся: сначала это была необходимость выживать в суровых условиях жизни, борясь за кусок пищи, за право продолжить род с сильнейшей представительницей противоположного пола. Борьба была возможностью продемонстрировать своё превосходство в боевых и соревновательных поединках. Сейчас борьба, кроме военно-прикладного значения, стала средством реализации избыточной энергии и инстинкта агрессии, а также прекрасным способом самореализации и воспитания.

Дзюдо, сформировалось на основе дзю-дзюцу (искажённое название «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо. Дзю-дзюцу («Искусство мягкости») зародилось в Японии как система ведения борьбы без оружия, являлось привилегией самураев и с 1650 года изучалось в японских самурайских школах.

Существует древняя легенда, буд-то бы врач и один из известнейших приверженцев борьбы «дзю-дзюцу» Широбеи Окаяма наблюдал за сильным снегопадом, сидя у окна в своей комнате. Снег падал большими хлопьями и вот под его тяжестью хрустнула и сломалась ветка сосны, а веточка сакуры всё ниже и ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с неё и ветка выпрямилсь. «Поддаться, чтобы потом победить!» - воскликнул Окаяма и этот принцип стал основополагающим во многих японских единоборствах и в дзюдо в частности.

28 октября 1860 года в местечке Микаге, неподолёку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будующее. Именно он — Дзигоро Кано станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы дзюдо. С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем- весил всего лишь 50 кг. Обладая огромной силой воли

Д. Кано с усердством овладевал приёмами «дзю-дзютсу», он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. И он нашёл, что искал — именно ловкость, гибкость и быстроту он предпочитал использовать в единоборстве с грубой силой. Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано : «Больше мне нечему вас учить...» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.

Датой рождения дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан» (иероглиф «Кодо» означает «проповедовать истину», а «Кан» - «встреча»). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие их приемы и исключив опасные для жизни, он создал свою новую систему единоборства. Дзюдо – два иероглафа, означающие «мягкий путь». По нынешним меркам помещение размером 4 х 6 меторв школой назвать трудно, но первые ученики, а их было 9 человек, умудрялись постигать азы дзюдо именно в таком тренировочном зале «Дожо».Сегодня всемирно известная школа «Кодокан» - это многоэтажное здание в Токио, площадь татами там превышает 1100 квадратных метров, это место паломничество дзюдоистов всего мира, число окончивших эту школу и прошедших там курсы превышает миллион человек.

Но не только спортивную и оздоровительную направленность проповедовал Д. Кано, очень большое значение он придавал процессу воспитания и процессу образования в дзюдо.Именно этим выгодно отличается дзюдо от большинства других видов спорта. По мысли Кано, дзюдо должно стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни, хранилищем бесценных национальных традиций».

Непростыми были годы становления дзюдо. Огромная конкуренция была вызвана ещё и тем, что Япония взяла курс на демилитаризацию и огромное количество бывших военных возглавили различные клубы, школы и направления восточных единоборств. Каждый доказывал преимущество своей школы, своего направления. В 1886 году с разрешения Министерства просвещения Японии был организован специальный турнир, целью которого было определение лучшей школы, методику которой намеревались включить в школьные программы и взять на вооружение в полицию. В финале встретились представители школы дзюдо Дзигоро Кано и воспитанники школы дзю-дзютсу мастера Тоцука. Из 15 лучших воспитанников школ, заявленных на участие в турнире, 13 дзюдоистов одержали чистые победы и лишь двое свели поединки вничью! Турнир показал раз и навсегда , что ДЗЮДО — ЛУЧШИЙ ВИД ЕДИНОБОРСТВ !

В 1889 году Кано развернул деятельность по продвижению в Европе, лично открыв первую школу за рубежом, во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию. Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя. Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» продолжило своё шествие по планете, надеемся необратимо.

Со временем развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом был избран единственный сын Дзигоро Кано, Рисеи Кано.

В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

На сегодняшний день членами Международной федерации являются 182 страны.

В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только лёгкой атлетике и футболу.


Загрузка плеера

Фото:
13 май 2012 в 13:41
Нравится 0
Александр Тимохин
Вступил в группу
Дзюдо, самбо города Сенгилея
5 май 2012 в 17:43